26 сентября в рамках Форума «Поиск провинции» состоялся круглый стол «Маркетинг в некоммерческом секторе».
Дискуссию на нем начала программный директор Форума, маркетолог, консультант, Снежана Французова: «Некоммерческий проект — это не единичное событие в жизни организации, это огромный процесс, состоящий из организации, производства, продвижения.
И если первые два этапа мы вынуждены реализовывать с той или иной эффективностью, то третий зачастую просто игнорируем, а ведь в нем содержится не менее 30% будущего успеха и проекта, и организации».
Снежана предложила присутствующим — лидерам НКО, маркетологам, предпринимателям и журналистам — поразмышлять о возможных путях повышения качества общественных проектов: «Одним из важнейших элементов продвижения, кроме рекламы и PR, как составляющих маркетинга, является оценка эффективности проекта — что тоже является немаловажной составной частью маркетинга».
Продолжила дискуссию руководитель программ Агентства социальной информации, координатор программы «Так просто» Ольга Дроздова, которая отметила, что коммуникации являются топливом для работы НКО.
Нежелание использовать готовые инструменты и практики в своей работе Ольга объяснила тем, что люди в НКО — это творческие люди, которым, в первую очередь, интересно придумывать что-то новое, а когда используешь инструменты маркетинга или лучшую практику, то, как правило, остается меньше места для свободного творчества.
Со-ведущий круглого стола, исполнительный директор Пензенского фонда местного сообщества «Гражданский Союз», Олег Шарипков отметил, что большинство руководителей некоммерческих организаций и городских активистов не являются менеджерами-профессионалами, и для них вопрос внедрения бизнес-технологий — это вопрос противопоставления доброго дела, которым они занимаются, деньгам.
«За 14 лет, которые я работаю в третьем секторе, в нем мало что изменилось. Активными являются те же 10% НКО от общего числа зарегистрированных. И это при том, что для них за эти годы была реализована масса обучающих программ.
Профессионализм и эффективность сектора в целом не изменяется. Те отдельные личности, которые смогли чему-то научиться, подняли уровень своих организаций или ушли в бизнес. Другие организации закрылись, на их место пришли новые. В итоге в Пензе в полную силу так и работают 10-15 организаций как десятилетие назад».
В итоге в Пензенской области наблюдается ситуация, когда среди НКО не только вопросы оценки и имиджа игнорируются или ставятся на последние места в плане работ, но даже коммуникационная деятельность не кажется очевидной задачей.
«В информационном поле явная нехватка новостей об общественных событиях и проектах. Мы бы с удовольствием ставили их в ленту. Но пока получаем пресс-релизы только от одной-двух НКО,» — с сожалением отметил главный редактор Информационного агентства «PenzaNews» Павел Полосин.
Подтверждением его слов стало то, что из десятка организаций, присутствовавших на встрече, сайты оказались у двух.
«Это объяснимо, — прокомментировал Олег Шарипков. — Мало какая организация может себе позволить содержать специалиста по коммуникациям. Не понятно другое. В нашем городе есть возможности для роста и обучения. Но они не помогают организациям развиваться».
«Благотворительная и социальная деятельность это возможность самореализации. Не все готовы сделать самореализацию своей работой и развиваться в ней профессионально. Проще оставить эту сферу для души.
Поэтому люди в ней редко становятся профессиональными менеджерами и маркетологами. И для того, чтобы она не умерла, а продолжала решать насущные вопросы региона, следует предлагать другие механизмы.
Например, механизм pro bono и инфраструктурные организации, которые предоставляли бы профессиональные услуги НКО, неспособным выполнять какие-то работы самостоятельно. А уж бесплатно или за деньги, это следующий вопрос», — предложил решение предприниматель и общественный активист Игорь Зайдман.
Также прозвучало предложение о том, чтобы включить в существующий школьный курс по предпринимательству одним из разделов рассказ про социальное предпринимательство, третий сектор и социальное проектирование.
Это позволит формировать у детей понимание того, что бизнес может быть разный и жизненный профессиональный путь может быть связан с разными сферами.
В конце работы секции Ольга Дроздова и Снежана Французова анонсировали выход рабочей брошюры по маркетингу для НКО, переводом которой они занимались этим летом.
Вскоре материалы будут размещены в сети и помогут многим НКО сделать свою работу более эффективной.
Контакт: info.forum58@gmail.com