В апреле 2020 года фонд «Гражданский Союз» оказался перед затруднением. В прошлом году мы выиграли грант на проект, в плане которого стоял ежегодный уличный фестиваль общественных организаций и городских сообществ «Добрая Пенза». Это уже полюбившаяся горожанам и некоммерческим организациям традиция. Но пандемия и введенные в связи с ней ограничения не позволяли нам думать о проведении уличного фестиваля 12 июня. Мы отложили решение этого вопроса до мая. Но не успели весенние праздники начаться, коллеги завалили нас вопросами о том, будет ли фестиваль. И мы поняли, что эта традиция прочно связана в умах пензенцев с именем нашего фонда. Отказываться от нее нельзя. И мы решили, что будем фестиваль проводить. Не знали, как. Но точно будем! Времени оставалось совсем немного.
Онлайн-фестиваль «Добрая Пенза» прошел 30 июня. В нем приняли участие 16 организаций и городских сообществ из Пензы, Содружество добрых городов и ресурсные центры НКО Приволжского федерального округа. Фестиваль проводился при поддержке Фонда президентских грантов и Содружества добрых городов.
Весь день трансляции одновременно шли на нескольких онлайн-площадках. Участники проводили лекции и мастер-классы, учили снимать мультфильмы, рассказывали истории, читали книги, мастерили украшения, жарили гребешки, танцевали латину, говорили об экологии, шеринге, о пожилых людях и благотворительных проектах по всей России.
Пандемия продолжается. Массовые мероприятия по-прежнему не популярны. Поэтому мы решили поделиться с вами своим опытом, как превратить массовое уличное мероприятие в онлайн-событие, сохранить его важные черты и достичь близких целей.
Шаг 1. Решить, что фестиваль будет
Пока все находились в растерянности и переживали по поводу ограничений (мы тоже, признаться, находились в этом состоянии) нас подтолкнули друзья, и мы решились. И как оказалось, провели первый онлайн-фестиваль благотворительных организаций в России. На этом этапе важно долго не думать и не бояться. В интернете есть все условия для проведения онлайн-мероприятий разных форматов. Теперь мы это знаем. В тот момент, конечно еще не знали, как интернет может компенсировать живое общение и уличные интерактивные развлечения.
Шаг 2. Определить целевую аудиторию
Нашим первым желанием было смоделировать уличный праздник со всеми его плюсами. И мы искали для этого инструменты. Но у же по ходу поняли, что не можем привести на онлайн-событие тех, кто в день города прогуливается по центральной улице и идет на оранжевые шары и баннеры нашей площадки. На этот раз зрители придут к нам из других мест. У них будут другие мотивы. Нам придется больше усилий приложить для того, чтобы они пришли и остались на продолжительное время. При этом цель у нас оставалась прежняя — познакомить пензенцев с благотворительными организациями и дать им возможность подружиться. Планирую свое онлайн-мероприятие, в самом начале пути спросите себя, кто ваш зритель.
Несмотря на то, что наша основная аудитория — это пензенцы, мы смогли пригласить для участия НКО их других регионов (членов Содружества добрых городов и ресурсные центры Приволжского федерального округа). Это позволило усилить программу продвинутыми интересными организациями и рассказать о Пензе жителей других регионов. Кроме того фестиваль стал местом обмена опытом между более чем тридцатью организаций со всей России.
Шаг 3. Выбрать площадку
На уличном фестивале мы используем несколько форматов активностей:
- выставочные стенды (можно посмотреть на «продукты» организаций, почитать листовку, задать вопрос и пр.),
- мастер-классы,
- концерт на сцене,
- лекции (зимой на закрытых площадках),
- розыгрыши, викторины — интерактивное взаимодействие.
Мы хотели использовать их все. Для этого изучили опыт других организаций из разных сфер. Проанализировали возможности Zoom, Timepad, телевидения и других ресурсов. Но они не могли удовлетворить одновременно все наши желания. Тогда мы остановили свой взгляд на сервисах организации онлайн выставок. Их не очень много, но они начали активно развиваться и больше других отвечали нашим требованиям. Выставочный и конференц-центр Eveon выразил наибольшую заинтересованность в сотрудничестве и проявил гибкость в настройке площадки под наши потребности. Выставочная онлайн-площадка позволяет вести несколько параллельных видео-трансляций, подключить на стенд каждой организации трансляцию из соцсетей и сторонних ресурсов. На стендах можно разместить фото, видео, pdf-документы (листовки, визитки), ссылки на страницы пожертвований, чат для живого общения с посетителями. Все залитые на площадку документы и выступления сохраняются навсегда.
Бюджет одного дня аренды этой площадки был сопоставим с бюджетом уличного фестиваля «Добрая Пенза» — 100 тысяч рублей. Уличный фестиваль обходится нам в 120–150 тысяч рублей.
Шаг 4. Организовать участников фестиваля
После выбора площадки нам предстояло собрать участников фестиваля, которые готовы работать в новых условиях. Некоторые НКО в период пандемии сосредоточились исключительно на помощи подопечным, кто-то временно самоизолировался, у кто-то не очень много ресурсов, чтобы быстро переформатироваться. Тех, кто был готов участвовать в онлайне, надо было обучить всем техническим тонкостям, чтобы они не испугались и поняли, как лучше подготовиться и эффектно представить себя в новом формате.
Для многих НКО это вызов, новый уровень стресса и выход из зоны комфорта. Но некоторые участники быстро сориентировались. Например, общественная организация родителей детей-инвалидов «Пензенские лучики» первой подготовила свою площадку. Они знали, что не могут провести мастер-класс в прямом эфире, и заранее записали видео мастер-класса. Раньше директор фестиваля Евгения приглашала участников на мероприятие, бронировала для них места. Постоянные участники уже были знакомы с форматом и всегда готовы. В этот раз ей приходилось рассказывать про особенности онлайн-формата, помогать придумывать темы и формы активностей, помогать участникам собирать материалы для стендов.
Шаг 5. Составить программу, близкую к привычному формату
Для онлайн-фестиваля нам пришлось переложить все на новый формат. В течение всего дня на виртуальной сцене трансляция шла без перерыва, там всегда что-то происходило. Посетитель, который «приходил» на фестиваль по ссылке, мог сразу «подойти» к сцене, «погулять» по стендам участников или пообщаться в чатах.
Трансляцию на сцене мы разбили на временные блоки по 20–40 минут для каждого участника. Дали возможность каждой организации представить себя на главной площадке. В итоге получилось 18 выступлений. В этом была еще одна трудность — уместить в световой день выступления на главной площадке всех желающих. На улице каждый мог проводить свои мастер-классы в удобное ему время. Мы так сделать не могли, так как главная трансляция была одна. Зато каждая НКО могла без ограничений проводить дополнительные трансляции на своем стенде.
Обычно у нас на фестивале бывает концерт — это неотъемлемая часть праздника. Поэтому были очень рады предложению коллег из «Доброго Пскова», у которых есть фестиваль «Добрый рок — доброму городу». Коллеги прислали записи музыкальных выступлений, которые мы чередовали с официальной программой фестиваля, создавая настроение.
Преимущества офлайн- и онлайн-формата
У мероприятия любого формата есть преимущества и слабые стороны. Так, онлайн-фестиваль научил нас находчивости, помог значительно вырасти и дал много других преимуществ:
- Выход за рамки — возможность развиваться,
- Новые инструменты коммуникации,
- Выход на новые аудитории,
- Привлекательность региона,
- Сохранение продукта навсегда.
Тем не менее, ничто не заменит живого общения, душевных сувениров из рук в руки и улыбающихся лиц рядом с тобой. Уверена, скоро всё это к нам вернется.