Обсудив
принятый ГАК РФ проект Стратегии антинаркотической политики, Координационный
Совет НКО Пензенской области считает разработку Стратегии исключительно важным событием, которое
призвано обеспечивать повышение эффективности всего комплекса антинаркотических
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности государства и
общественного здоровья.
Разработчикам
проекта Стратегии удалось учесть опыт международного сообщества в определении
основных направлений государственной антинаркотической политики, достичь
прогресса в определении показателей для оценки ситуации на наркосцене РФ. Им
также удалось отойти от привычного перекоса в сторону репрессивной составляющей
антинаркотической политики и уделить больше внимания вопросам лечения и
реабилитации наркомании, уменьшения вредных последствий от употребления
наркотиков, организации государственной системы профилактики наркомании,
определив приоритетом первичную профилактику.
В то же время
принятый за основу проект Стратегии имеет существенные недостатки, способные
повлиять на эффективность реализации всей антинаркотической деятельности в
России, сохранять условия для
коррупционных проявлений при расходовании средств бюджета и бизнеса, направляемых
на осуществление антинаркотической деятельности:
1. Ключевые
понятия Стратегии сформулированы размыто и могут истолковываться неоднозначно.
2. Зоны
ответственности отдельных субъектов антинаркотической деятельности пересекаются
и дублируются, что приведет к отсутствию ответственных за результаты некоторых
видов деятельности.
3. Не
определено ведомство, ответственное за проведение профилактики наркомании с
приоритетом первичной профилактики, хотя в тексте однозначно определяются места, где должна быть сфокусирована
максимальная профилактическая активность — учреждения системы образования. На
наш взгляд, таким ведомством должно быть Министерство образования.
4. Определив в
числе угроз для безопасности государства распространение опасных социальных
заболеваний (таких, как ВИЧ-инфекция) и продекларировав необходимость системной
работы, направленной на уменьшение вредных последствий от употребления
наркотиков, разработчики проекта не обозначили основные направления, по которым
эта работа должна проводиться и ответственных за ее выполнение.
5. В проекте
Стратегии предпринимается попытка искусственного разделения комплекса лечения
наркомании и реабилитации потребителей наркотиков, в то время как они
составляют единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на
возвращение наркозависимых к трезвости, к их ресоциализации. Оценка показателей
этих видов деятельности отдельно друг от друга приведет к тому, что при
«удовлетворительных» результатах каждого из них общий результат вдруг окажется
неудовлетворительным.
6. В разделе
Стратегии, посвященному лечению и реабилитации наркомании слишком много общих
фраз и перечислений недостатков, которые свидетельствуют о том, что эта система
работает недостаточно эффективно (что, собственно, и подтверждено в тексте
Стратегии). В то же время необоснованно много внимания уделяется демонстрации
отрицательного отношения к использованию отдельных методов лечения наркомании и
профилактики ее вредных последствий, широко используемых в мировой практике. На
наш взгляд, Стратегия не должна регламентировать, какой из лекарственных
препаратов или методов лечения должен применяться врачами. Эту проблему должны
решить сами врачи на основании принципов доказательной медицины и осознании
своей ответственности за обеспечение результатов лечения. В Стратегии
достаточно лишь обозначить необходимость использования при
лечебно-реабилитационных мероприятиях эффективных и хорошо зарекомендовавших
себя методов и технологий (как в России, так и за ее пределами).
7. В проекте
Стратегии основное внимание все же уделяется репрессивной составляющей
антинаркотической политики и, в числе основных направлений деятельности,
называется разработка государственной системы мониторинга наркоситуации в РФ и
формирование аппарата для его проведения. Мы считаем, что создание системы
мониторинга и оценки должно касаться не только наркоситуации, но, прежде
всего, антинаркотической деятельности.
При этом мониторинг и оценка антинаркотической деятельности должна проводиться
независимой структурой. Оптимальным представляется проведение мониторинга и
оценки аппаратами региональных антинаркотических комиссии, к работе в которых
должны привлекаться независимые эксперты. Совмещение деятельности этих
экспертов с работой в ведомствах, являющихся субъектами антинаркотической
деятельности на территории региона, не должно допускаться.
8. В Стратегии
достаточно полно изложены вопросы организации профилактической работы и методы
ее проведения, основанные на выполнении задачи повышения информированности
объектов профилактики о негативных последствиях потребления наркотиков. В то же
время требуется более четко расставить приоритеты антинаркотической
деятельности, поскольку механическое перечисление всех мероприятий, которые
можно объединить общим понятием «профилактика» создаст возможность на вполне
законных основаниях направлять ресурсы на мероприятия, не способные давать
определенные Стратегией ожидаемые результаты. Проведение мероприятий, не
обеспечивающих повышение информированности объектов профилактики и оказывающих
незначительное влияние на изменение поведения людей, особенно — имеющих высокий
риск начала потребления наркотиков, давно стало способом «отмывания» бюджетных
средств и коррупции.
9. В Стратегии
должно быть обозначено, что приоритетными для финансирования должны быть не
отдельные мероприятия, а проекты — с четким описанием проблемы, цели, задач,
решение которых необходимо для достижения цели и ожидаемых результатов.
10. Текст
Стратегии нуждается в более четком и логичном структурировании. Оно, в свою
очередь, показывает, что в Стратегии не предусмотрены показатели для
полноценной оценки предлагаемых направлений антинаркотической деятельности.
Рабочая группа
Координационного Совета НКО Пензенской области предлагает Вашему вниманию
разработанный вариант Стратегии, в котором, на наш взгляд, удалось избежать
большинства недостатков текста Стратегии, принятом за основу ГАК РФ и
обсуждение которого в России продолжается.
Считаем
необходимым в интересах обеспечения эффективности проводимой и планируемой антинаркотической
политики провести обсуждение Стратегии и обратиться к Президенту РФ
Д.А.Медведеву с просьбой учесть собранные предложения при окончательном
утверждении текста Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
Председатель
КС НКО Пензенской области О.В.Шарипков
Руководитель
рабочей группы КС НКО С.В.Олейник