20 января 2010 года в здании городской администрации состоялось расширенное заседание Генерального совета стратегического развития. Совет создан для формирования долгосрочной стратегии развития города Пензы и, в дальнейшем, контроля за ее реализацией.
Я знаком по крайней мере с тремя стратегиями развития города Пензы. Первый был разработан пензенскими предпринимателями примерно в 2006 году. В нем было мало теории, но были конкретные проекты в которые хотели вкладываться конкретные пензенские предприниматели. Второй был подготовлен авторским центром Nota Bene, Валерия Усова. Третий, последний, создан ООО «Бауман Инновейшн», кажется питерской компанией.
Его еще нет на сайте городской администрации http://www.penza-gorod.ru но может будет. Но есть уже на нашем сайте. А пока мои соображения по поводу этой стратегии.
Общие замечания.
При диагностике
упущен некоммерческий сектор Пензы. На сегодняшний день официально
зарегистрировано минюстом по Пензенской области примерно 2100 организаций.
Если в каждой организации работают минимум два человека, то потенциально
это дает 4-6 тыс. работников и годовой оборот сектора 2-6 млрд. руб.
Развитие
человеческого потенциала города и повышения качества жизни немыслимо без
системы самореализации граждан, в этом значительную роль играет
возможность общественного участия граждан в различных общественных
инициативах по месту жительства, интересам, различных сферах культуры
искусства, спорта, физкультуры, творчества.
При анализе экологии упущен фактор Леонидовки и его долгосрочное влияние на привлекательность города.
Отмечено, что в зоне 400 км существуют крупные города соседи, но отсутствует 4-5 часовая доступность этих городов. Особенно Казань, Ульяновск Н. Новгород
Качество бизнес-климата
- Очевидно, что в Пензе нет выставочных площадей бизнес-класса, и вообще
приемлемых выставочных площадей (ЦНТИ и ДК 40 лет октября это позапрошлый век) - Нет приемлемых залов для проведения конференций, конгрессов и
соответствующей инфраструктуры для их проведения - Автобусное и ж/д сообщение с таким городами как Казань, Ульяновск, Н. Новгород
затруднено. Т.е. человеку, чтобы попасть в эти города, лучше всего ехать через
Москву. - Бизнес-климат осложняется подавляющей деловую активность клановостью,
монополизацией отдельных сфер бизнеса - Неверно отмечен недостаток финансовых ресурсов — их просто не вкладывают в
пензенскую экономику - Неверно отмечено, что из-за недостатка финансовых ресурсов власти не могут
оказывать поддержку бизнесу — необходимо просто уменьшить уровень коррупции - У городской власти есть понимание необходимости сотрудничества с городским
сообществом, но нет необходимой инфраструктуры для этого.
Концепция стратегического развития Пензы
- SWOT-анализ выполнен
поверхностно, возможности не сочетаются с сильными сторонами, а берутся
как бы с потолка, соответственно угрозы не выявляются из слабых сторон. - В угрозы попали сокращение
федеральных трансфертов из-за кризиса и отток кадров в Москву, а также
транзит мигрантов и эмиграция. Это существующая данность, причем
характерная для всех городов России в 2000 км доступности от Москвы - Не проанализированы возможные
миграционные потоки, которые будут проходить через Пензу (восток — запад,
север-юг, юг — север). Т.е. в перспективе мы будем иметь в регионе более
пестрый этнический и конфессиональный состав населения. Поэтому следует
готовится к этому факту, развивать программы толерантности к различным
культурам и религиозным конфессиям, более того, включать представителей
различных этносов в процессы местного самоуправления. Миграционные потоки,
очевидно, будут замыкаться на Пензе, поскольку традиционно в сельской
местности более высокий уровень нетерпимости к представителям других
этносов. Поэтому в сельскую местность мигранты едут неохотно. - Не проанализировано
половозрастное изменение населения, увеличение доли более старшего
населения, и т.п. - Не проанализировано
возможное столкновение различных культур и мировоззрений.
Стратегическое видение
- В видении
отсутствует отсылка к творческому началу, которое затем присутствует в
дальнейших текстах (искусство, спорт, культура наука, общественная
деятельность) - Очевидно, ошибочна
ставка на пром. площадку и создание производственной инфраструктуры (возможно,
что какие-то реальные производства будут появляться, но также очевидно,
что ныне существующие производственные предприятия в обозримом будущем
будут перепрофилированы или закрыты) - Выход из кризиса
лежит впереди, а не сзади, ставка на возврат Пензе статуса промышленного
города ошибочна, тем более, что она противоречит концепции превращения
Пензы в экологически чистый город. - На мой взгляд,
ставку нужно делать на генерирование востребованного контента
(произведений искусства, культурные и общественные технологии, IT-технологии,
web -технологии, криптографические продукты, архитектурные
и скульптурные продукты, научные продукты, спортивные школы и технологии,
образовательные технологии, математические теории, и пр.) - Производство электронного оборудования — нереально,
в Пензе используются технологии позапрошлого века, которые не выдержат
конкуренции с товарами из Европы и Китая. Отдельные производства могут
существовать (НИИФИ и т.п.) но не более того. - Машиностроение — аналогично.
- Образование переориентировать на выпуск специалистов
завтрашнего дня стыковых специальностей: IT-медицина, IT-юрист,
IT-экономика, криптография, защита информации, защищенный контент,
цифровое право, творческие стыковые специальности и т.п. - Пенза не может быть площадкой для сторонних
бизнес-идей (на мой взгляд). - Развитие малого, среднего бизнеса, бизнеса в
сфере создания контента в сфере искусства и культуры, и развитие
общественного некоммерческого сектора!! —
вот реальные приоритеты.
Цели стратегии
- уменьшение коррупции и взяточничества, создание
понятных правил игры для бизнеса; - разрушение клановости и монополизации сфер
бизнеса; - создание возможностей для роста социального
капитала, самореализации граждан; - создание узнаваемой истории (создание городской
мифологии) мест Пензы.
Стратегические проекты
- промышленный парк — нереально;
- привлечение внутренних инвестиций в т.ч. в малый бизнес,
некоммерческий сектор и сектор культуры и искусства; - микрокредитование;
- целевая программа по развитию общественного некоммерческого
сектора.
Ключевые институты развития
- Координационный совет общественных организаций;
- Кроме ТОС необходимо развивать общественные организации
по интересам, сферам деятельности, ресурсные центры — они должны быть
интегрированы в российские и международные структуры; - Не допускать псевдообщественных структур.
Горизонты возможностей
- 350 лет — это тактика, хотя и важная
- Третий горизонт — это лесть самим себе
- Второй горизонт на самом деле первый и наиболее
реальный! - Привлечение внутренних инвестиций и снижение коррупции
- Вместе с малым бизнесом обязательно писать
некоммерческий сектор - Поскольку «креатив» это просто иной непохожий
взгляд на обычные вещи, необходимо культивировать в обществе толерантное
отношение к другим культурам, субкультурам и инакомыслию. Если этого не
будет, то за креативом будем ездить в другие регионы!
Портфель проектов
- В качестве благотворительного фонда можем
предложить свой! Серьезная репутация на российском и международном уровне,
действующее соглашение с главой администрации позволяет это сделать легко
и красиво, убирает политические и репутационные риски с действующей
администрации. - Промышленный парк — исходя из всего текста это не
очень нужно Пензе и не очень реально. - Развитие частной образовательной сферы.
- С такси и так все ОК.
- Программа развития СМИ.
- Программа развития НКО.
- Стимулирование общественной активности и импорта
современных социальных технологий.
Шарипков О. В. 20.01.2009